Управлять интернетом надо через инвестиции, хороший контент и общественные обсуждения

Основатель Рунета и бывший заместитель министра связи Алексей Солдатов – о том, в чем заключается вклад государства в развитие интернета в России, нужны ли нам законы о технологиях и почему наличие критической сетевой инфраструктуры – это миф.

Алексей Анатольевич, как появился интернет в России?

Интернет пришел в нашу страну как частный бизнес. Конечно, мы в то время плохо понимали, что такое «частный бизнес», но инициатива шла точно не от государства. У государства в то время своих забот хватало. Мы пытались объяснить, почему интернет – это важно, но власти относились к нему без интереса (кстати, в СССР электронная почта начала функционировать в 1990 году).

Только через несколько лет была открыта госпрограмма, которая поддерживала специальную сеть для науки и образования. Все остальное воспринималось как нечто не заслуживающее внимания, как игрушки. На совете в Минсвязи в 1994 году, когда я стал рассказывать о том, что есть такая сеть — интернет, меня спросили: «А сколько в вашей сети тонно-километров?» Такое было понимание.

В результате государство сказало нам: надоели, живите как хотите. И так продолжалось до декабря 1999 года, когда прошла знаменитая в узких кругах встреча интернет-общественности с премьер-министром Владимиром Путиным. Тогда государство впервые оказало интернету внимание не как сугубо научной сети. По результатам встречи резко выросла роль общественности в решении вопросов, связанных с интернетом – все проекты государственных решений в этой сфере подлежали публичному обсуждению.

В области интернета государство сделало одну великую вещь — профинансировало интернетизацию школ, и одну хорошую — начало строительство сети для науки и образования; жалко, правда, что не продолжает.

Много говорят о распределении доменных имен…

Основное внимание наше государство, и не только наше, долгое время уделяло теме «руководства» доменом .RU. Почему-то считается, что тот, кто обслуживает сохранность и возможность использования доменных имен, тот и управляет интернетом. По этой логике можно предположить, что контора, которая регистрирует названия улиц и нумерацию домов, управляет Москвой.

Раньше домены были хотя бы структурированы по странам, но сегодня и эта практика сходит на нет. Появляется все больше доменов, которые не имеют никакого отношения к отдельным государствам, например, домен организации путешественников .TRAVEL или домен .ДЕТИ.

Их уже регистрирует главный в мире доменный регистратор, организация ICANN, которая выдвигает определенный список требований, чтобы не отдавать домен первому встречному, но ничего по факту не контролирует.

Наверное, государству просто очень хочется управлять – только вот надо найти чем. Вот и ищут не там, где пропало, а там, где фонарь есть.

Если не через доменные имена, то как можно управлять интернетом?

Самый простой способ чем-нибудь управлять — это постоянно придумывать новые запреты. Это гораздо легче, чем предлагать реальные решения. Да, в интернете есть плохие вещи. Как сказал один мой знакомый, его под себя сделали интеллигентные ученые, а потом пришли остальные и всё загадили. Понятно, что когда в поле растет сорняк — это плохо. А что вы сделали, чтобы там выросло что-нибудь, кроме сорняка? Я пытался протянуть эту мысль во власть: нужно не только корчевать, но и сеять. Все за, но никто не пошевелился, только сейчас начинают делать какой-то интересный контент.

Я лично «раздраконил» несколько законов об Интернете и горжусь этим. Я считаю, что закон о технологии — бессмысленная вещь. Закон должен регулировать отношения между физическими лицами, юридическими лицами, государством. Но как можно написать закон, скажем, об электричестве? То есть можно, конечно, но это будет уже закон о технике безопасности. Понятно, что и лопатой можно убить, и что теперь — закон о лопате делать? Но это беда всего мира, не только России.

Управлять интернетом надо через инвестиции, хороший контент и общественные обсуждения. Это будет результативное управление интернетом.

Почему-то считается, что лучше всего, когда у нас есть один совет или даже эксперт по интернету — зачем нужно два или три, они же будут спорить, нужно будет разбираться. Сегодня так и есть — все ответы шлепает один человек, а нам нужно множество мнений. Подвергать проблемы общественному обсуждению, причем с помощью конкурирующих контор. Назначать кого-нибудь самым умным тут не получится.

Возможно ли создать в России систему закрытого интернета, как в Китае?

На сегодняшний день интернет все еще находится на стадии освоения — все им пользуются, но далеко не все представляют, как он работает. В последнее время активно используется термин «национальный сегмент сети Интернет». Для меня это как сказать «тангенс икс синего цвета» — полная бессмыслица. И появляются какие-то элементы критической инфраструктуры этого сегмента, организации, которые управляют этим сегментом. Я понимаю, какие у атомной электростанции могут быть критические элементы — один механизм выйдет из строя, и будет очень плохо. Но интернет так устроен, что в нем все дублируется. Если вы набираете IBM.com, то необязательно попадаете в США, вас просто перекидывает на ближайший прокси-сервер. Если вдруг грохнется американский DNS — ну и ничего, бывает, все продублировано сотни раз.

Построить в России замкнутый интернет наподобие китайского технически вполне возможно, но это стоит огромных денег — наше государство никогда их не выделит. Кроме того, будет большой шум, я думаю, общественность просто не даст этому случиться. Тем более, власть сама нам говорила, что китайским путем мы не пойдем.

Давайте поговорим о новых технологиях. Например, про распространение искусственного интеллекта…

На мой взгляд, то, что мы называем искусственным интеллектом — это просто плохой перевод. У человека есть способность думать, анализировать. Но сегодня компьютеры выдают тебе то, что ты в них заложишь, нового они не изобретут. Как инструмент аналитики, поиска информации, расчетов и прогнозов — это отличное решение, но трудно назвать это «интеллектом».

Когда был бум Интернета, хорошо продавалась слово «Интернет». Microsoft тогда сказали, что они — интернет-компания. Потом случился кризис. Первыми грохнулись контент-компании, мелкие операторы, потом Cisco. Люди стали искать, чего бы еще продать — появились «интранет» и «экстранет». Попродавали — не получилось. Потом было слово «грид», но тут перемудрили, уж больно сложная штука. Сейчас на каждом шагу продается «облако», люди по-прежнему платят за слово. Виртуальная реальность, искусственный интеллект — тоже слова, которые кто-то пытается продавать. Нужно относится к этому внимательно и скептически.

Как Вы видите будущее IT-технологий?

У меня есть ощущение, что бешеный рост IT-компаний должен закончиться. Facebook и прочие растут сегодня очень сильно, но я думаю, что в будущем они немного замедлятся. Всё делается для человека, но у нас же есть ограничения восприятия — бесконечно смотреть кино, читать книги или слушать музыку мы не можем. Ясное дело, что компании будут играть на качестве, оно будет расти. Но и тут есть предел: 10 тысяч точек на экране глаз уже не различает, поэтому рынок рано или поздно насытится.

Вторая достаточно серьезная вещь — это интернет вещей. Сильного улучшения нашей жизни оттого, что кофеварка будет сама включаться, когда вы к ней подойдете, наверное, не произойдет. Но это будет.

Жизнь в будущем будет все более интернациональной, круг нашего общения — на порядок шире. Если раньше были границы, потом в государствах появились пятна в виде аэродромов, а сейчас граница проходит уже тут, в наших девайсах.

Все больше рутинных функций будет ложиться на Интернет, в том числе на интернет вещей. Часть этих функций будет отлегать от человека. В связи с этим может произойти качественный всплеск экономической жизни — когда нужно делать меньше рутинных вещей, остается время на то, чтобы подумать о смысле жизни.

Но все это станет возможным только в том случае, если мы будем вкладывать деньги не в слова, а в информационные технологии управления реальными производственными процессами.

Беседовал Евгений Хан

СОЮЗ ОПЕРАТОРОВ ИНТЕРНЕТ

ОГРН 1037739582176
ИНН 7705336940
КПП 773401001
Код территории по ОКТМО 45376000
Код организации по ОКПО 52607438
Код вида деятельности по ОКВЭД 61.10
 

Юридический адрес:

123060, г. Москва, ул. Берзарина, д. 36, стр. 1
 

Фактический адрес:

123060, г. Москва, ул. Берзарина, д. 36, стр. 1
Телефон: +7 499 579 4949
E-mail: info@soi.ru
Сайт: http://soi.ru
 

Расчетный счет:

40703810502980000020
 

Наименование банка:

АО «АЛЬФА-БАНК» БИК 044525593
 

Корреспондентский счет:

30101810200000000593